Закон греха и смерти

Об этом законе, сформулированном на основе Евангелия, рассказал известный богослов, протоиерей Вадим Леонов в телелекции о страстях в Сретенской духовной семинарии.

Смысл его таков: каждый человек несет ответственность за свои нравственные поступки, при этом грех рождает смерть (Иак. 1:15). Вначале наступает духовная смерть нераскаявшегося грешника (прерывается его связь с Богом), затем наступает тление (страдания, болезни) и наконец телесная смерть, ведущая в ад.

По этой схеме до Христа все умершие люди попадали в ад и только после распятия Спаситель взял на Себя ответственность за грехи тех, кто уверовал и соединился с Ним, открыв путь к спасению людям.

Изложив азы православного аскетического богословия, отец Вадим разложил по полочкам весь МЕХАНИЗМ появления и развития греха в человеке, когда дьявол вначале склоняет к совершению греха, а затем грех укореняется, превращаясь в страсть в человеке и становится его второй натурой.

Надо сказать, что лекция произвела эффект разорвавшейся бомбы – камера не раз высвечивала удивленные, испуганные, напряженные лица слушателей, что нетипично для данной аудитории, активно дополнительно занимающейся, как правило, самостоятельным духовным образованием. Почему об этой важной информации молчат, словно сговорившись, все наши батюшки, ведь они изучают этот курс в семинариях, и могли бы облегчить жизнь страждущим, обозначив основные болевые точки?

Отец Вадим поведал, что человек, как и все тварные существа, – несамодостаточен, то есть он нуждается во внешней поддержке – Бог вдыхает в него дух, дает пищу и т.д. Страсть – от слова «страдать», и в процессе жизни на земле после грехопадения человек вынужден терпеть определенные страдания, обеспечивая себя всем необходимым, как и обещал Бог: «В поте лица будешь добывать свой хлеб» (Быт. 3:19) и т.д. При этом он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЕ СТРАСТИ, восполняя свои насущные потребности.

Однако в глубине души, на уровне генетической памяти, человек помнит, что он сотворен для счастья (жизни в раю), и стремление к блаженству у него остается довольно существенным. Между тем, рай для него пока закрыт, и для попадания в него нужно значительно потрудиться. Поэтому, когда к нему незримо приходит дьявол и начинает внушать мысли о греховных удовольствиях ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, человек нередко откликается и попадает в дьявольские сети.

Когда человек отвергает грех, который есть беззаконие, и ищет связи с Богом, он в итоге получает ВЕЧНОЕ блаженство, которое возрастает по мере совершенствования человека. Греховное же удовольствие КРАТКОВРЕМЕННО, оно приедается, его приходится повторять вновь и вновь, постоянно видоизменяя, что в результате ведет к смерти и аду.

В основе греховных удовольствий лежат непомерно развитые естественные страсти, перерастающие в ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ, когда человек, насытив себя в необходимой для жизнедеятельности мере, начинает использовать процесс удовлетворения своих естественных потребностей только как источник УДОВОЛЬСТВИЯ.

В православии выделяют ВОСЕМЬ ОСНОВНЫХ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ, каждая из которых имеет естественные основания.

1. ЧРЕВОУГОДИЕ – извращение естественной потребности человека в питании.
2. БЛУД – использование способности к деторождению исключительно для получения чувственного удовольствия, деторождение игнорируется.
3. СРЕБРОЛЮБИЕ – естественная потребность человека в защите от окружающего мира и заимствование из него всего необходимого, используемая для обогащения и удовлетворения страстей.
4. ГНЕВ – естественное свойство, направляемое не на борьбу с грехом и дьяволом, но на людей, препятствующих получать наслаждение.
5. ПЕЧАЛЬ – естественная печаль по Богу, употребляемая для переживания лишений мирских удовольствий.
6. УНЫНИЕ – скорбь и невозможность наслаждаться земным миром, апатия.
7. ТЩЕСЛАВИЕ – стремление к славе Божией, подменяемое на стремление к славе человеческой.
8. ГОРДОСТЬ – любовь к Богу и ближнему, подменяемая на любовь к самому себе.

Каждая греховная страсть, прежде чем закрепиться в человеке, проходит определенные этапы:

ПРИЛОГ – возникает соблазняющий мысленный объект, который на этом этапе можно (и нужно!) отвергнуть, мысленно переключившись на другое.
СОЧЕТАНИЕ – увлечение, сопереживание, внимание полностью переключается на объект.
СОИЗВОЛЕНИЕ – подключение воли, человек хочет осуществить греховное желание на практике.
БОРЬБА – противостояние совести и развитого прилога, дискомфорт от мук совести, который зачастую подавляется.
ПЛЕНЕНИЕ – внутренне человек уже совершает грех.
СОВЕРШЕНИЕ ГРЕХА – совершение его в реальности.
НАВЫК – регулярное совершение греха, человек готов к повторению.
СТРАСТЬ – порок, который укоренился в душе и стал естественным ее свойством. Страсть, как раковая опухоль, вытесняет естественные потребности человека – например, алкоголик тратит деньги прежде всего на спиртное, независимо от потребностей в остальном.
СМЕРТЬ. Духовная смерть (нарушение связи с Богом) происходит еще на этапе пленения, затем наступает тление (страдания, болезни) и, наконец, телесная смерть, ведущая в ад.

В лекции были также представлены принципы аскетической борьбы с греховными страстями: уверенность в шансе на спасение, пока человек жив; принцип синергии (соработничество Богу); вера; покаяние; молитва; решимость отказа от греховного наслаждения (Бог даст больше, чем давал грех); истощение страстей и вытеснение их добродетелями.

Однако думается, что все вышеперечисленные принципы трудноосуществимы, если, как говорится, коготок уже увяз. Поэтому очень важно четко уяснить для себя, что от любой страсти, манящей НАСЛАЖДЕНИЕМ, нужно бежать, как от чумы, еще на этапе прилога, как и от людей, уже явно подверженным греховным страстям. Особую опасность представляет страсть сребролюбия, которую апостол Павел называл корнем всех зол (1Тим. 6:10) и посредством которой можно удовлетворить все остальные страсти.

Жизнь человека, отвергающего греховные путы наслаждения, чудесным образом преображается! Человек становится действительно свободным и независимым, в отличие от своих псевдосвободных современников, рабов комфорта и удовольствий, ведь кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет. 2:19).

Подписаться
Уведомить о
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
10
0
Напишите, что думаете по поводу статьи. Оставьте комментарий!x