О святом Николае Угоднике

По прочтении публикации Елены Серебровской-Мильори: «Николай Мирликийский, история и вымыслы» http://proza.ru/2021/12/22/1919

То, что о святом Николае, архиепископе Мир ликийских, нет достоверных сведений, совсем неудивительно. Он, подобно истинным делателям Христовым, больше делал, нежели писал и говорил. Написали о нем лишь тогда, когда дела его, продолжающиеся и по его телесной смерти, превысили всякое воображение.
Как и при жизни, он продолжал помогать каждому пребывающему в бедствии, не глядя даже на его вероисповедание, но призвавшего его на помощь.
Господь все более и более возвеличивал его имя среди людей. Ведь, чтобы его на помощь стали призывать даже исповедники других религий, следовало иметь действительно множество очевидных случаев помощи при призывании его имени.
Почитание святого Николая Угодника разрослось на весь мир. В России, например, после Иисуса Христа и Божьей Матери наибольшее число храмов посвящено его имени.

С падением веры, однако, многим теологам и богословам стало казаться, что слава Николая Угодника уж слишком велика. Настолько велика, что следует дать людям понять прописную истину: нельзя прославлять человека, как Бога.
В итоге дошли до того, что в некоторых церквях на Западе священнослужители в день святого Николая даже не упоминают его на Божественной Литургии!

Согласно такому воззрению на почитание среди людей Николая Угодника, выходит, что Бог, творя так много чудес через Николая Угодника, ошибся, т.к. не учел того, что люди будут почитать его вместо Самого Бога. А вот учёные богословы и теологи это поправят!
Абсурд.

Прежде чем писать о святости какого-либо человека Божия или о том, в каких формах среди людей распространяется почитание его, следует вначале определить кто и каким образом свидетельствует о святости этого человека Божия, каким образом мы узнаём о его значимости в очах Божьих и почему его личность среди людей возвеличивается.

Согласно слову Божию (Иоанн. 5:44), человека среди людей прославляет Сам Бог. Каким образом? Бог творит чудеса предстательством этого человека.

Как таковое происходит? Если этот человек ещё живёт среди людей, то по его молитвам. Если он уже за гробом, то, призыванием молитвенного предстательства этого человека пред Богом, т.е. либо, непосредственно молитвенно обращаясь к этому человеку Божию, просить Бога о помощи, либо прося Бога помочь по его молитвам.

Каким образом происходит, что личность некоторого святого более других святых почитается среди людей? Ответ также естественен, как и в отношении известности живущего человека: по делам его. А так как тут речь идёт о помощи людям, то более почитается среди людей такой человек, который более других помогает людям.

Итак, святой возвеличивается среди людей согласно действенности его молитвенного предстательства перед Богом. Чем больше чудес происходит с его помощью, тем более его возвеличивает Бог.
Более того, именно чудеса, творимые Богом предстательством святого, и служат, в основном, для его канонизации.
Конечно, та или иная церковь может почитать святым человека по собственному решению, не дожидаясь свидетельства Бога о его святости через происшедшее чудотворение по его предстательству.
Примером может служить канонизация Марка Эфесского в константинопольской православной церкви и папы Иоанна 23 в католической церкви.

Что касается волевого решения церкви о канонизации святого, можно вспомнить в качестве исторического примера предложение «Живой церкви» (существовала в 1922-1936 годы) к правительству СССР канонизировать В.И.Ленина. Если бы правительство согласилось, то находящийся в глубинах ада В.И.Ленин почитался бы среди святых!

(Имеются достоверные свидетельства, что его душа находится в глубинах ада.
Мне лично известны два свидетельства.
Одна группа православных верующих молилась о душе усопшего В.И.Ленина. Спустя какое-то время, в ночном видении он явился некоторым из них, объятый пламенем, и заявил, что он ненавидит Бога и не желает, чтобы за него молились.
Второй случай относится к свидетельству ребенка, которому Господь Иисус Христос показывал для свидетельства людям рай и ад. На вопрос о В.И.Ленине Господь сказал, что среди людских душ, находящихся в аду, никто не обладает такой ненавистью, как В.И.Ленин).

Итак, действительным очами видным свидетельством Бога о святости данного человека является чудо, сотворенное Богом через молитвенное предстательство этого человека. Отсюда легко виден и способ распространения среди людей особенного почитания некоторого святого.
Ведь, представьте только:  вот вы узнаете, что обращаясь за помощью в чрезвычайной ситуации к Николаю Угоднику, исцелилась от смертельной болезни жена вашего приятеля. Спустя какое-то время, смертельно заболевает ваш ребенок. Испробовав всевозможные средства, но безрезультатно, вы также прибегаете к помощи Николая Угодника и ваш ребенок выздоравливает. Вы рыдаете от счастья и благодарности, прославляя и благодаря Бога и Его святого угодника Николая. Вы готовы обнять весь мир и поведать ему о милосердии Божьем и великом дерзновении пред Ним Угодника Божьего Николая. Многие люди узнают об этом. По воле Божией, чудес, происходящих через Угодника Николая, все больше и больше.

Кто является причиной этому? Ваш друг? Вы?
Нет, — Бог. Вы и другие люди лишь послужили Его инструментом для прославления Господом Богом Своего избранника.

Итак, можно констатировать, что чрезвычайная известность святого должна быть опосредована числом чудес, через него Богом совершенных.

И именно так дело обстоит с Николаем Угодником. Его почитают не только христиане, но и представители других религий. Неполное описание чудес Николая Угодника только в одной России занимает два больших тома убористого шрифта. (Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийскаго и слава его в России. Спб., 1899). И это исследование, произведенное более ста лет назад!

А теперь порассуждаем, каким таким качеством отличался от других Николай Угодник, что Господь сотворил и далее творит через него такое множество чудес?

До этого нетрудно догадаться, узнав об его нескольких известных чудесах, — это необычайное его милосердие. Ради того, чтобы помочь людям, он готов был даже отдать самого себя. Таким образом он уподобился Иисусу Христу, Тому, Которого он возлюбил паче своей жизни.

Вот и открывается причина такого прославления Николая Угодника Господом Иисусом Христом, ведь Святое Сердце Его есть милосердие. Господь прославил его более других, потому что Николай Угодник сердце свое полностью отдал милосердию. Эта добродетель наиболее тесно соединяет сердце человека с Сердцем Иисуса Христа. «Сердце Мое есть милосердие», — сказал Господь Иисус Христос святой Фаустине Ковальский (Дневник святой Фаустины Ковальской).

Таким образом святой Николай чудотворец или, как на Руси его называют, Николай Угодник, самим собой прославляет Святейшее Сердце Иисуса Христа, Которое есть милосердие.

Да будет слава Твоему бездонному милосердию, Господи Иисусе Христе, честь же и похваление Твоему святому угоднику, Николаю чудотворцу!

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Напишите, что думаете по поводу статьи. Оставьте комментарий!x