Каждый человек в своей земной жизни должен прославить Бога не только обычными повседневными добрыми делами, но и прежде всего теми талантами, которыми его наделил Господь, призывая стать Своим соработником в пробуждении веры в детях Божьих.
Как правило, судьба посвятивших свои творения Богу музыкантов, художников, мастеров литературного слова и других талантливых людей складывается успешно, если они одновременно не способствуют популяризации греховных страстей в обществе и сами живут благочестивой жизнью.
Таким, например, был знаменитый скульптор и художник эпохи Возрождения – Микеланджело. Всю свою жизнь он посвятил созданию непревзойденных фресок и скульптур, став в итоге главным архитектором собора Святого Петра в Риме, где работал из любви к Богу без всякого вознаграждения. В его жизни не было бурных романов – биографы упоминают лишь об одной женщине, в которую он был длительное время платонически влюблен и посвящал ей стихи. В итоге Господь даровал ему благополучную и необычайно долгую по тем временам жизнь – скульптор мирно скончался в почете и славе в возрасте почти 90 лет (за период его жизни сменилось тринадцать Пап Римских, и для девяти из них он выполнял заказы).
И напротив, люди, сеющие своими талантами смуту, соблазны, сомнения в душах других, зачастую подвержены различным жизненным трагедиям, особенно если они начинали свой путь, придерживаясь православных традиций, а потом отошли от Бога.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на сходство жизненного старта и дальнейшее расхождение путей двух знаменитостей – писателя Ф.М. Достоевского и святителя Игнатия Брянчанинова.
Оба родились в начале XIX века (Брянчанинов – в 1807г., Достоевский – в 1821г.) в дворянских, умеренно религиозных СВЕТСКИХ семьях, оба были наделены литературным даром, оба закончили одно и то же Военное инженерное училище в Санкт-Петербурге и оба не стали затем работать по специальности…
Однако уже во время учебы в училище их интересы стали прямо противоположными: Брянчанинов сблизился с монахами Александро-Невской Лавры, в том числе Господь послал ему такого замечательного духовника, как старец Леонид (будущий старец Оптиной пустыни Лев), а Достоевский начал заниматься литературной деятельностью и параллельно, вскоре после окончания училища, увлекся идеями социализма и стал участником политического кружка Петрашевского, где изучалась запрещенная литература и обсуждались пути переустройства России.
Читал ли ранее Достоевский, в семье которого, кстати, ежедневно молились, посещали церковные службы, а сам он учился читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета», сам Новый Завет? Наверняка читал, да вот только такое, по всей вероятности, поверхностное и отрывочное чтение, да еще неглубокая его вера, помешали ему В НУЖНЫЙ МОМЕНТ воскресить в памяти весьма однозначно трактуемые слова этой книги: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1).
И что же? В итоге он был арестован и приговорен к смертной казни, которую в последний момент, уже на плацу перед самым расстрелом (его рядом стоявший товарищ Григорьев после этого лишился рассудка), заменили на четырехлетние каторжные работы в Сибири, отнявшие у него вместе с поселением 10 лет жизни. И это была самая настоящая жестокая каторга, а не вольготная ссылка, в которую отправляли некоторых будущих большевиков.
И дальше его также постоянно преследовали беды и несчастья: смерть первой жены, близкого ему брата, дочки и сына во втором браке, постоянное безденежье, неподъемные и легшие на его плечи долги умершего брата, болезни, особенно давнишняя эпилепсия и т.д.
С большим трудом он пытался в зрелые годы все же обрести истину в Боге, обращаясь к оптинскому старцу Амвросию и Игнатию Брянчанинову, однако до конца жизни так и не оставлял попыток поиска путей построения утопического справедливого и счастливого общества на земле, временами наделяя своих литературных героев спорными высказываниями типа: «Красота спасет мир» или «Тварь я дрожащая или право имею?»
Кстати, не менее трагичной была и судьба соратников Достоевского по издательскому и революционному поприщу, также обладающих немалым литературным даром – Чернышевского и Добролюбова (оба были сыновьями священников). Первый был отправлен на многолетнюю каторгу в Сибирь, окончательно подорвавшую его здоровье и приведшую к преждевременной кончине, а второй до каторги дожить просто не успел, скончавшись в 25 лет от туберкулеза. Могли ли они рассчитывать на более счастливую судьбу, если оба, обучаясь в молодые годы в ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ, стали затем на путь революционной борьбы, превратившись, по сути, в отступников Божьих?
В отличие от нарушивших евангельские наставления Достоевского и его соратников, Игнатий Брянчанинов посвятил свой литературный талант гораздо более высоким целям – он постоянно познавал, прославлял Бога и своими произведениями («Аскетические опыты», «Слово о смерти» и т.д.) открывал людям Творца и путь к вере, что подвигло многих ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ.
В частности, он писал о Боге: «Управляет Бог вселенною; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее». «Бог зрит на сердце. Он видит самые сокровенные, самые тончайшие помышления и ощущения наши; видит все прошедшее и все будущее наше. Бог — вездесущ». «Создатель был и есть неограниченный Владыка, действует самовластно, вышеестественно, превыше всякой мысли, всякого постижения, бесконечно тонко, духовно вполне, невещественно».
Соответственно и жизнь исполняющего волю Божью Брянчанинова была вполне благополучной. В 24 года он подал в отставку с государственной службы и был пострижен в монашество, в 26 лет стал игуменом Пельшемского Лопотова монастыря, и в том же году сам император Николай I предложил ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, настоятелем которой он и стал в этом возрасте, а в 27 лет уже был архимандритом и долгие годы плодотворно служил на этом месте.
В 1857 году отец Игнатий удостоился сана епископа Кавказского и Черноморского, однако в 1861 году подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья и поселился в Николо-Бабаевском монастыре, продолжая уже давно начатую им работу над своими знаменитыми сочинениями, принимая посетителей, окормляя своих духовных чад и ведя с ними активную переписку (известно около 800 писем святителя). Его наставлений искали многие выдающиеся люди России: Н.В. Гоголь, тот же Ф.М. Достоевский, А.А. Плещеев, Н.С. Лесков, князь Голицын, адмирал Нахимов и многие другие.
В 1867 году Брянчанинов мирно отошел к Господу. Прославлен в лике святых в июне 1988 года.
Чтобы не попасть число подобных талантливых «неугодников» Божьих, которые ожидаемо подвергаются по жизни всяческим бедам, нужно почаще обращаться к Новому Завету, где, в частности, в притче о талантах говорится, что каждого наделенного талантом человека Господь в свое время призовет отчитаться о его применении, и горе будет тому, кто, не потрудившись во славу Божию, по сути, «зарыл свой талант в землю» (Мф. 25:14-30).