В древности, едва ли себе можно было представить более живописное место, чем город Антиохия. Недаром этот город был четвертым по численности населения в Римской империи, уступая разве что только Риму, Константинополю и Александрии Египетской. А теперь закройте глаза и представьте себе такую картину. В окружении гор, невдалеке от моря, там, где соленый и полезный для здоровья воздух разносится по всему городу, весь увитый зеленью и прохладой реки Оронт, лежит город, изваянный белым и зеленым мрамором. Неудивительно, что многие жители империи желали жить и работать в этом прекрасном краю. История города относит нас ко временам Македонской империи. После смерти Александра Великого, власть перешла к его ближайшим соратникам. Одним из них был Селевк I Никатор («Победитель»), который в ожесточенных боях отстоял себе земли большей части Малой и Средней Азии. Именно он считается основателем города Антиохия. Название города греческое (Ἀντίοχος) и в переводе означает «Противостоящий». Причем это имя носит и первенец Селевка – Антиох I Сотер («Спаситель»). Таким образом подчеркивалось особое значение города, призванного стать центром величия новой Селевкидской империи.
А теперь перенесемся на несколько веков вперед. Нас встречает уже другая великая империя – Римская. Антиохия по-прежнему в фаворе. В этом городе есть даже отдельный Сирийский корпус великой римской армии. Корпусом этим командовал человек по имени Секунд. Это был удивительный человек. Строгий и рассудительный, он снискал славу одного из лучших командиров армии. Секунд достаточно поздно устроил свою личную жизнь, но и здесь ему сопутствовал успех. Его женой стала молодая девушка по имени Анфуса, которая к моменту замужества уже была христианкой. Будучи добродетельной и такой же рассудительной, как и ее супруг она смогла обрести счастье и взаимопонимание с этим человеком. Считается, что именно Анфуса обратила Секунда в христианство. В 347 году Бог благословил эту чету рождением сына, которому дали имя – Иоанн.
Увы, счастье этой семьи было недолгим, Секунд неожиданно скончался, едва успев насладиться обществом жены и сына. Оставшаяся в двадцать лет вдовой – Анфуса решила более не выходить замуж и всю себя посвятила воспитанию сына. Иоанн с детства проявлял все признаки будущей гениальности. Рано научился говорить и рано постиг азы грамотности. Понимая, что её личного образования недостаточно, Анфуса тратит оставшиеся после мужа деньги на воспитание и обучение сына. Иоанн поступает учеником сначала в школу ритора Ливания, а затем и в школу философа Андрагафия. Слава ритора Ливания была настолько велика, что к нему приезжали учиться юноши даже из Рима. Достаточным будет указать, что в его школе обучался будущий император Рима – Юлиан Отступник. Но Ливаний был непримиримым язычником, и своей главной целью в обучении полагал вырастить римского гражданина с приверженностью к старой языческой вере. В лице императора Юлиана он этого достиг, но не смог обратить в язычество своего лучшего ученика – Иоанна. Его глубоко огорчало, что многие из его учеников, в том числе Иоанн Златоуст, обратились в христианство. Рассказывали, что, близкий к смерти, он на вопрос, кому поручает свою школу, отвечал: «Златоусту, если бы его не похитили христиане».
Многие, наверное, удивятся, почему же в Антиохии так сильно было распространенно христианство? Но удивляться тут особо нечему. Ведь этот город был просвещен христианством самим апостолом Павлом. И сила его проповеди еще долго витала в воздухе. Правда был у силы антиохийского христианства еще один секрет. Ритор Ливаний заметил, что именно женщины Антиохии так рьяно хранили верность христианству, а также настраивали на него своих мужей. Вот что он писал Юлиану в письме: «Находясь вне дома, мужья следуют язычеству и приближаются к алтарям; возвращаясь же домой, они, благодаря женам, слезам и ночи, начинают держаться другого мнения и отвращаются от алтарей». А ещё, однажды, спросив у Иоанна о его матери, и получив рассказ о том, что она хранит верность почившему мужу с двадцати лет, с удивлением воскликнул: «Ах! Какие у христиан есть женщины!»
Вскоре таланты Иоанна стали достоянием общественности. Его заметил архиепископ Антиохийский Мелетий. Он приблизил Иоанна к себе, взял над ним опеку и относился к нему как к сыну. Именно он считается первым учителем богословия Иоанна. Но Иоанн еще колеблется. Он пробует заняться адвокатским делом, но вскоре понимает, как много лжи и обмана в этой деятельности. И, наконец, созревает для осознанного принятия крещения. Иоанн крестился только в двадцать три года. Далее следует его обучение богословию у епископа Диодора Тарсийского и экзегетике (искусству толкования) у своего друга, в будущем также епископа, Феодора Мопсуетского.
Когда перед Иоанном встал вопрос о принятии священства, он не сразу решился на принятие такого серьезного подвига. Его путь к священству был долгим и постепенным. Вот мы видим его уже священником родного города Антиохии. Он совсем недавно потерявший мать, тратил все свое имущество на бедных и больных. Но еще большую славу снискали ему не дела благотворительности, а его проповеди. Яркие, содержательные и талантливые. Именно за свое красноречие, он и получает прозвище – Χρυσόστομος (что в переводе с греческого означает «Золотые уста», или «Златоуст»).
Его слава дошла до столицы Римской империи – Константинополя. И вот император Аркадий, обманом и силой вызывает Иоанна в столицу и делает его епископом. Удивительное дело, этот же человек станет причиной смерти Иоанна, но об этом позднее. Епископ Иоанн начал с духовного совершенствования священства, которое совсем распустилось. Средства, которые предназначались для него как для архиепископа, Иоанн направил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Также он известен тем, что составил чин литургии, которая теперь носит его имя, ввёл антифонное (попеременное пение двумя хорами) пение за всенощным вечерним богослужением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Его правдивость пришлась в столице многим не нраву. Очень быстро он оброс весьма неприятными и влиятельными врагами. Среди них была и супруга императора Аркадия – императрица Евдоксия. Иоанн Златоуст на проповедях часто обличал пресытившуюся богатой жизнью молодежь столицы, в особенности доставалось модницам и развратным светским львицам того времени, лидером которых считалась сама императрица Евдоксия. Однажды она закатила праздник прям у стен храма во время богослужения, в честь установки своей прижизненной статуи. Ответ Иоанна не замедлил себя ждать. На недоуменные взгляды своей паствы, которая из храма слышала вопли и крики толпы, Златоуст сообщил: «Опять Иродиада беснуется». Это было начало конца.
Несмотря на все слезы народа и ропот, император сослал архиепископа Иоанна сначала в Никею, потом в армянский город Кукуз, и, наконец, в Пицунду, не доехав до которой Иоанн скончался в 407 году, в болотистом селении Команы (территория современной Абхазии). Незадолго до своей кончины, Иоанн исповедовался и причастился Святых тайн. Последними его словами были: «Слава Богу за все». После изгнания святителя Иоанна в Константинополе начались стихийные бедствия: пожары, чума, нашествия варваров. Императрица Евдоксия умерла при родах наследника. Вот что случается с теми, кто идет против правды.
Чему же нас учит жизнь святителя Иоанна? Да многому. Во-первых, милосердию к ближним. Во-вторых, рассудительности и неторопливости. В-третьих, искреннем служении Богу на всех уровнях бытия. И, наконец, последнее, смелости в отстаивании правды. Да сохранит нас Господь и помилует по молитвам святителя Иоанна Златоустого. С праздником, дорогие друзья.
Подписаться
авторизуйтесь
Пожалуйста, войдите, чтобы прокомментировать
0 комментариев